Погребение и Тризна

Погребение в славянском мире представлялось как некое снаряжение покойного в дальнее путешествие. Основная суть данного обряда заключается в устроении нормальной жизни покойному в новом мире, и установлении живой связи между ним и его родом.

Главным способом погребения умершего в традиции Славяно-Арийского народа, считался способ сжигания тела, для этого сооружалась из дерева Крода (погребальный костер), после чего на Кроду возлагался покойный и происходил процесс сожжения. Так же у славян, ушедших в морской поход, при смерти кого-то из членов команды, за неимением другого способа, было принято спускать умершего в воду. А случаи захоронение умершего в землю, были крайне редки и неприемлемы для культуры славян до времен крещения Руси. Именно Христианская церковь привнесла в культуру славян процесс зарывания умершего в землю, для славянской веры этот процесс был неприемлем и считался варварским, так как он не мог обеспечить нормальной жизни умершему в новом мире, и был чуждым с точки зрения Веры Славяно-Арийского народа.  

Как правило, после обряда сожжения умершего на погребальном костре, прах сожженного хоронили в земле, помещая его в урны. Наиболее распространенным способом захоронения урн, считался – курганный.

Погребение и Тризна

По традиции и обычаям славянской культуры, умершего принято было с начало обмыть и переодеть в чистую и нарядную одежду. Потом покойного клали в доме на скамью или лавку, таким образом чтобы голова покойного была направлена в красный угол (угол в доме где стояли кумиры богов). После чего покойному складывали руки на груди и накрывали белой материей или холстом. Руки и ноги покойному обязательно связывали тонкими веревками и только перед Кродой их развязывали. Так же, к среднему пальцу правой руки покойного привязывалась медная проволока, а другой ее конец опускался в землю, тем самым получалась энергетическая связь с землей. Ведь считается, что правая рука излучает энергию и тем самым тело дольше сохраняется.   

У славян существовал и ныне существует такой обычай, как завешивание темной материей зеркал, делалось это для того, чтобы Душа покойного не смогла забрать с собой Душу ныне живущего родственника, так сказать, что бы предотвратить смерть еще кого либо в роду. Наряду с эти обычаем укоренился и еще один, такой как открытие всех ворот и дверей в доме, для того чтобы Душа покойного могла свободно передвигаться и ей ничего не мешало. Ведь душа покойного, в это время находится как раз рядом с телом и если она не догадается как выйти, то может надолго привязаться к этому дому, считается, что срок пребывания души к привязанному месту может доходить до трех лет.    

На глаза покойному, обычно клали серебряные или медные монеты. Это делалось для того, чтобы у покойника не открылись глаза и душа покойного не переместилась в параллельную структуру. Так же, по одной из древних греческих легенд, положенные на глаза покойного монеты служили данью Харону за перевоз души через реку междумирья.  

Согласно "Славянской книге мертвых":

"Три дня жрец читал напутствие. В это время все живые из комнаты, где лежал покойный удалялись. Потом после трех дней совершался обряд прощания с родственниками".

После чего покойного выносили из дома ногами вперед. Этим обычаем символизировали то, как будто бы покойный выходил сам. Родственники к выносу покойного не допускались, это должны были делать другие люди, которые не имели родства с покойным. Так же родственники никогда не шли впереди покойного.

После того, как только из дома вынесли покойного, в доме надо вымыть полы, но только не с помощью родственников. Причем полы надо вымыть абсолютно везде, начиная от самого дальнего угла и до порога.

Перед Кродой родственники собирались вокруг покойного и прощаясь по очереди целовали его в лоб, тем самым отдавая ему каждый понемногу энергии.

Погребение и Тризна

Если покойный был мужчиной и у него осталась жена, она по добровольному согласию могла вместе с ним взойти на Кроду, и тогда она могла в месте с ним унестись в Сваргу пречистую. Перед Кродой, она так же как и покойный муж, обмывалась и наряжалась в лучшие и самые богатые одежды. Она радовалась и не печалилась, пировала и веселилась, потому как она вместе со своим мужем отправлялась в другой мир. Так же и муж, оставшись вдовцом, по добровольному согласию, мог взойти с покойной женой на Кроду.

В книге А.Н.Труша и Г.А.Майданцева - "Буквица (Си)", о способе и обряде погребения написано следующее:

"Погост в несколько сотен домовин у древних славян представлял собой "город мертвых", место поклонения предкам рода, он обычно размещался за рекой. Расстояние между погостом и рекой должно быть не меньше 10 сажень, а между поселением и рекой 27 сажень. Расстояние от Кроды (погребального костра) до жертвенника или места Тризны было не менее 7 сажень. Между жертвенником и кумиром с огневищем – две с половиной сажени. Огневище находилось от Кумира Рода на расстоянии одного столбца. Высота кумира на погосте была не ниже двух саженей. Курганы в долине предков располагались на расстоянии трех сажень друг от друга в шахматном порядке, чтобы свет от Ярилы-Солнца мог освещать все курганы, и тень от одного кургана не падала на соседние при восходе и заходе солнца. Черепа, прах и размельченные остатки других костей складывали в кувшин или урну которые носили название домовина или как раньше просто говорили дом (делались из глины и обжигались). Кроме того с южной стороны от места для тризны иногда ещё пристраивали Ристалище — место где воины с мечами показывали перед Богами битвы в которых участвовал умерший воин. В центре будущего кургана устанавливался столб на вершине которого закреплялась площадка с четырьмя столбами между которыми и устанавливалась домовина. Под площадкой складывалась утварь, все покрывалось платом и потом руками засыпалось землей. Были курганы и многоразового пользования, в них делали бревенчатый проход вовнутрь, а площадка под домовину была больше (для того чтобы можно было подзахоранивать других умерших к родичам). Сейчас сторонники ведических традиций используют ту же систему, только после кремации домовину помещают в углубление и над ней насыпают курган, а с западной стороны ставят памятник. Углубление представляет собой квадратную яму со сторонами в одну меру и глубиной в одну меру".

Погребение и Тризна

После полного сожжения тела и прогорания погребального костра, как правило на следующий день, пепел, череп и несгоревшие кости собирали в погребальную урну и хоронили в кургане, подхоранивая к уже существующему кургану (Родовому) или же насыпая новый. Способ насыпания  курган был следующий:

"Ставили столб на нем набита площадка на ней четыре столба, туда ставится урна рядом кладутся огневица и вещи, оружие и т. д. Одевалась крышка на эти четыре столба и сверху белый платок, он опускался ниже подножки, на которой стоит домовина. Все это засыпали землей и получался курган. Рядом или на верху ставился поминальный камень. Когда шла насыпка кургана, каждый обязан был кинуть горсть земли".

Погребение и Тризна

После захоронения останков, устраивался поминальный ужин, который именовался как ТРИЗНА, а если покойный был воином, то помимо Тризны, устраивалось еще Ристалище. Ристалище – это некое театрализованное представление прошлых боев в которых участвовал покойный. Этот обычай сохранился в некоторых местах Украины, вплоть до начала XX века от Р.Х.  

Во время Тризны, накрывались столы и вместо выражения скорби и печали, как принято ныне на поминках умершего, все присутствующие веселились и радовались за покойного, пели песни и танцевали, играли на музыкальных инструментах и рассказывали сказки. На первый взгляд это может показаться вам диким, но эти обычаи сохранились еще с незапамятных времен, когда у Славяно-Арийского народа было иное, правильное представление о смерти.

Погребение и Тризна

На следующий день после Тризны, с утра шли к кургану кормить умершего. На курган приносили продукты оставшиеся после Тризны и оставляли их там, т.к. продукты с кургана уносить было нельзя. И до девятого дня, некто боле не ходил к кургану.

Славяне особо чтили свои обычаи, которые достались им от своих предков. Возлагая   покойного или покойную на Кроду, славяне клали вместе с ними необходимые вещи, которые могли пригодиться им в другом мире, а именно:

  • оружие;
  • украшения;
  • орудия труда и быта;
  • сосуды и утварь;
  • зерно и т.д.

Ведь как считали наши предки, что отправляя на Кроду (к РОДу) покойных, поглотившее их пламя наиболее быстро обрывает связь между телом и душой, и их души сразу попадают в другой мир.

О данном обряде погребения у славян, свидетельствуют записи арабского путешественника Ибн-Фодлана. Фодлан был свидетелем обряда погребения знатного славянского война. В процессе обряда, он сообщил одному из славянских жителей то, что на его родине, откуда был он сам, сжигать людей не принято и у них людей закапывают в землю, на что славянин с удивлением ему ответил:  

"Умершему, — сказал русс, — и так тяжело, а вы еще наваливаете на него лишнюю тяжесть, зарывая в землю. Вот у нас лучше; посмотри, — сказал он, указывая на сгорание трупа знатного русса, — как легко наш умерший восходит к небесам вместе с дымом".

Так же свидетельства этого обряда можно найти и в наших летописях, времен дохристианской истории славян:

"И аще кто умряше, творяху тризну над ним и посем творяху кладу (костер) велику и возложахут и на кладу мертвеца сожьжаху и посем, собравше кости, вложаху в судину малу и поставляху на столпе на путех, еже творят Вятичи и ныне (в начале XII века) Си же творяху обычая кривичи и прочии погагии…".

Следовательно, если доверять данным записям о времени тех лет, можно выделить следующее, о процессе обряда погребения у славян:

  • славяне сжигали умерших людей, тем самым намного ускоряя процесс разрыва связи тела с душой;
  • славяне чтили память своих предков, собирая останки сгоревшего тела в сосуд и насыпая над ними курган.

Из этого видно, что наши предки небыли такими уж несусветными дикарями, какими их сейчас выставляет современная история, а во многом превосходили своих недалеких соседей в познаниях об укладе жизни и смерти. С принятием христианства, эти обряды канули в лету, но хочется верить, что ненадолго, ведь если это не осознать, то наше  с вами существование просто бессмысленно.